Как сделать номер на лодку в 2025 году
Размеры номера на лодку в 2025 году
На текущий момент правила размещения регистрационных номеров регламентированы Приказом МЧС России от 27 июля 2023 г. № 777 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и формы судового билета"
Начнем с того, что нет ни какого ГОСТа. Есть требования, которые прописаны в приказе МЧС России. Именно от этих требований и должны отталкиваться сотрудники ГИМС при предъявлении претензий относительно размеров и размещения номера на бортах маломерного судна. В приказе №_340 от 24 июня 2016г. были прописаны те самые размеры символов номера и размеры флага, которые так прочно вошли в общепринятое представление о размерах регистрационных номеров. Эти нормы даже стали называть ГОСТом.
Однако в 2022 году вступил в силу новый приказ №_355 от 15 октября 2021г, при выходе которого старый (№340 от 24 июня 2016г.) утратил силу. И теперь со вступлением в силу последнего приказа №_777 от 27 июля 2023г. должны были вступить и новые требования относительно размеров и расположения регистрационных номеров на маломерные суда. НО! В редакции последнего приказа попросту забыли прописать, продублировать, скопировать, дать сноску, или ссылку на предыдущие требования. Ну и так получилось, что ни о каких размерах номеров в новом приказе нет ни слова.
Таким образом на сегодняшний день нет чётко сформулированных и прописанных требований, которые могли бы предъявляться сотрудниками ГИМС к владельцам маломерных судов.
Регистрационный номер маломерного судна — это прежде всего государственный идентификационный знак и если к нему не предъявлять ни каких требований, то это неизбежно приведёт к тому, что все будут делать, кто что и как хочет. Таким образом консервативные сотрудники ГИМС требуют размеры и расположение номера так, как это было прописано в первоисточнике, а именно в приказе №_340 от 24 июня 2016г.
Если борт судна позволяет разместить номер и флаг с теми размерами, которые были регламентированы приказом №_340 от 24 июня 2016г., то я рекомендую «не изобретать велосипед» и сделать всё по правилам. «Размеры номера по ГОСТ» на верхней части моей картинки выше, в начале статьи.
Если же из-за конструктивных особенностей судна у вас номер не входит на борт, то его можно соразмерно уменьшить. «Размеры номера не по ГОСТ (уменьшенный)» на нижней части моей картинки выше, в начале статьи.
Расположение номера на лодке в 2025 году
Где и как должен располагаться сам номер, флаг на лодке и нужен ли флаг вообще?
Вновь обратимся к приказу №_340 от 24 июня 2016г., где чётко было прописано расположение номера относительно судна (так как в новой редакции нет ни каких упоминаний об этом). Но как всегда читать и интерпретировать написанное можно по разному.
Итак, что требовалось и что требуют по сей день:
п.9. Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм.
В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные настоящим пунктом, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются органом регистрации, о чем делается запись в разделах "Особые отметки" судового билета и Реестра.
п. 10. В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения Государственного флага Российской Федерации на флагштоке, мачте или другом предназначенном для этого предмете рангоута судна, изображение Государственного флага Российской Федерации размером не менее 300 х 200 миллиметров наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером либо на другой части корпуса судна по согласованию с соответствующим органом регистрации, о чем делается запись в разделах "Особые отметки" судового билета и Реестра.
Где разместить флаг на лодке. Особенности 2025 года
По расположению номера относительно судна тут более менее всё понятно. Номер с флагом должен быть расположен примерно от носа до середины лодки. Не на корме, не по середине, а именно в первой половине судна.
Что касается флага, то тут есть над чем поразмыслить.
Есть разночтение 10-го пункта приказа №340.
1) С одной стороны - в России мы с вами читаем слева направо и с этой точки зрения фраза "непосредственно за присвоенным идентификационным номером" понимается, как расположение флага после региона - RUS66 [флаг]
Таким образом по левому и правому борту флаг должен наноситься НЕ СИММЕТРИЧНО. По правому борту ближе к носу, по левому борту ближе к середине судна.
2) Теперь второе прочтение. Если рассматривать само судно, как точку отчёта, то разумно утверждать, что нос это начало, а корма это конец, и с какого борта не посмотри, то фраза "непосредственно за присвоенным идентификационным номером" приобретает смысл СИММЕТРИЧНОГО расположения флага за номером от носа к корме ближе к середине судна по обоим бортам.
Расположение флага зависит от того, как того требует конкретная ГосИнспекция конкретного региона. Чаще всего с тем, где должен быть нанесён флаг водомоторники сталкиваются при прохождении ТО и постановке МС на учёт. На воде инспекторов мало интересует где он у вас расположен, главное, чтобы был. От себя добавлю, не делайте оба флага симметрично у носа судна, так точно не правильно.